Отчет по форме
№ 10-ПІ: порядок заполнения и представления
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальное
законодательство дает право инвалидам, с целью реализации своих творческих и производственных
способностей, работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также
заниматься предпринимательской и другой не запрещенной законом трудовой
деятельностью.
В свою
очередь, Законом
№ 875 установлены
требования для работодателя по выделению и созданию рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в размере установленного норматива. На сегодняшний
день эти законодательные обязанности являются актуальными для всех без
исключения работодателей, в штате которых в течение отчетного периода
работало восемь и более человек, поскольку их невыполнение влечет применение
штрафных санкций в немалых размерах.
Обратите внимание! О том, что законодательство не
обязывает работодателя самостоятельно осуществлять поиск инвалидов (это
относится к функциям службы занятости), свидетельствует формулировка
ст. 18 Закона № 875. Вместе с тем, несмотря на наличие
положительных судебных решений и даже в случае наличия у работодателя
дополнительных доказательств о выполнении возложенных на него функций (как
минимум, в виде представления информации о создании рабочих мест для
инвалидов службе занятости), на практике эту позицию чаще всего работодателям
приходится отстаивать в судебном порядке. Подробнее об этом см. здесь.
По итогам года
работодатели, использующие труд наемных работников, должны подать в Фонд
социальной защиты инвалидов Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов
по форме № 10-ПІ. Об ответственности за невыполнение
норматива и непредставления отчета можно узнать из одноименной статьи. В
данном же материале рассмотрим основные аспекты представления и заполнения
данного отчета.
Кто представляет
Отчет
Как мы уже
упоминали, на всех работодателей, в том числе и
физлиц-предпринимателей (независимо от формы собственности и системы
налогообложения), возложена обязанность по выделению и созданию рабочих мест
для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднеучетной
численности штатных работников за год, а если работает от 8
до 25 человек — в количестве одного рабочего места (ст. 19
Закона № 875).
О выполнении
норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели
отчитываются в Фонд соцзащиты инвалидов путем представления Отчета о
занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПІ (далее —
Отчет), утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г.
№ 42.
Отчет подается всеми
работодателями, у которых годовая среднеучетная численность штатных
работников составляет восемь и более человек (ст. 19 Закона № 875,
п. 1 Порядка
представления, п. 1 Инструкции № 42).
Отчет по форме
№ 10-ПІ не подают:
Отчет представляется
работодателями, зарегистрированными в отделениях Фонда
соцзащиты инвалидов по месту их регистрации как юридического лица или
физического лица — предпринимателя (п. 2 Порядка
регистрации).
О порядке регистрации и ответственности за нарушение этих требований
см. здесь.
Как подается Отчет
Согласно п. 2
Порядка представления работодатели в отделения Фонда по месту регистрации должны
подавать отчет по форме № 10-ПІ (годовая) ежегодно до
1 марта года, следующего за отчетным.
Отчет в
территориальное отделение Фонда может быть подан:
Представление
Отчета в электронной форме, а также перенос предельного
срока в связи с его совпадением с выходным или праздничным днем
законодательством не предусмотрены (письмо Фонда от
15.09.2010 г. № 1/6-299/03-01).
Порядок заполнения
Отчета
Порядок заполнения
Отчета, а также нюансы определения показателей для его заполнения
регламентируются Инструкцией № 42.
Заглавная часть Отчета (адресная часть и сетка кодов)
заполняется работодателями на основании данных из Единого госреестра
(п. 2.2 Инструкции № 42).
Заполнение табличной
части Отчета рассмотрим построчно.
Строка 01
«Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)»
В строке 01 указывается
среднеучетная численность штатных работников за отчетный год, определенная в
соответствии с п. 3.2 Инструкции
№ 286 (п. 3.1
Инструкции № 42). Как рассчитать такую численность см. здесь.
Строка 02
«з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)»
В строке 02
отражается среднеучетное количество штатных работников за год, которым
согласно действующему законодательству установлена инвалидность (п. 3.2
Инструкции № 42).
Среднеучетное
количество штатных работников-инвалидов за год определяется аналогично
расчету среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год.
При расчете
показателя учитываются инвалиды:
Обращаем внимание на
то, что работник-инвалид, трудоустроенный на неполный рабочий день
или неполную рабочую неделю, при условии, что место работы является
основным, в расчете среднеучетного количества штатных работников-инвалидов
будет учитываться как целая единица (п. 2.4 Инструкции
№ 286).
Для зачисления
инвалида в счет выполнения норматива по трудоустройству необязательно его
трудоустраивать с начала года и чтобы он отработал целый год. Нормы
относительно трудоустройства инвалидов будут считаться выполненными,
если инвалид проработал 6 месяцев отчетного года (письмо
Фонда от 26.03.2007 г.
№ 1/6-172).
Физлицо-предприниматель, являющееся инвалидом, имеет право учесть
себя как частного предпринимателя в счет выполнения своего норматива по
трудоустройству инвалидов (п. 3.2 Инструкции № 42, письмо
Фонда от 15.09.2010 г.
№ 1/6-301/06).
Строка 3
«Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)»
В строке 03
отражается количество инвалидов — штатных работников, которые должны работать
на рабочих местах, созданных работодателем в соответствии с нормативом
рабочих мест (п. 3.3 Инструкции № 42).
Согласно ст. 19
Закона № 875 такой норматив составляет:
Показатель строки 03
должен отражаться в целых единицах. Если в результате
расчета возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если
после запятой число 5 и больше, то оно округляется в сторону увеличения:
1,49 ≈ 1; 1,52 ≈ 2) (п. 3.4 Инструкции № 42).
Строка 04
«Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)»
В строке 04
отражается сумма фактических начислений за отчетный год по
заработной плате штатных работников, учтенных в строке 01 (п. 3.5
Инструкции № 42).
Фонд оплаты труда
округляется до тыс. грн.
(248 540 грн. ≈ 249 тыс. грн.)
Строка 05
«Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)»
В строке 05
отражается среднегодовая заработная плата штатного работника
(п. 3.6 Инструкции № 42).
Показатель строки 05
определяется по формуле:
строка 05 = (строка 04 х 1000) : строка 01
Строка 06
«Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)»
В строке 06
указывается сумма административно-хозяйственных санкций, которые работодатель
должен будет уплатить в случае невыполнения норматива рабочих
мест для трудоустройства инвалидов (п. 3.7 Инструкции № 42).
Показатель строки 06
определяется следующим образом:
строка 06 = 1 х (строка 05 : 2)
строка 06 = (строка 03 – строка 02) х строка 05
Согласно ст. 20
Закона № 875 и п. п. 2, 4 Порядка уплаты
сумм административно-хозяйственных санкций и пени санкции уплачиваются работодателем до 15 апреля года,
следующего за отчетным. В случае несвоевременной уплаты санкций за каждый
день прострочки будет начисляться пеня исходя из 120%
годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, на полную сумму
недоимки за весь период ее возникновения. Подробнее о расчете санкций и иной
ответственности работодателя можно узнать здесь.
Исправление ошибок в
форме № 10-ПІ
Инструкция № 42
и Порядок представления Отчета не содержат механизм
самостоятельного исправления ошибок в форме № 10-ПІ.
Если допущенная при
заполнении ошибка привела к занижению административно-хозяйственных
санкций (например был неправильно рассчитан показатель среднеучетного
количества работников учетного состава за год), самостоятельно исправить
ошибку работодатель не сможет — это не предусмотрено законодательством.
Выявить факт недоплаты могут только специалисты инспекции по труду в
ходе внеплановой выездной проверки, которую, в частности, можно
провести по желанию работодателя (п. 5 Порядка
проведения проверки). По результатам такой проверки работодателю придется
уплатить сумму недоплаты и пеню (если ошибка работодателем обнаружена после
предельного срока уплаты административно-хозяйственных санкций).
Если в ходе проверки
еще будет выявлен и факт невыполнения норматива рабочих мест для
трудоустройства инвалидов дополнительно к админответственности еще привлекут
и должностных лиц работодателя согласно ст. 1881 КУоАП.
Если ошибка все же
допущена, но не повлекла за собой занижение административно-хозяйственных
санкций, по нашему мнению, подать правильно заполненный отчет все таки стоит,
приложив к нему пояснительную записку. Но и здесь заключительное слово
остается за специалистами Фонда, поэтому советуем обратиться к ним за
разъяснением по месту представления отчета.
Наталья Каламайко
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 30526
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модель компетенций HR-профессионала и его стратегические роли
Существует множество моделей компетенций HR-профессионала и его ключевых ролей. Самой известной среди них, пожалуй, является ролевая модель Д.Ульриха из Мичиганского университета, первый вариант которой был им предложен в конце прошлого века. ( прим. автора — Ulrich, D. (1997). Human resource champions: The next agenda for adding value and delivering results. Boston, MA: Harvard Business School Press. ) Более того, с легкой руки Дейва в структурах HR-подразделений появилась и должностная позиция с названием «бизнес-партнер». Рис. Модель Д.Ульриха, предложенная им в 1998 г. Для разъяснения значения каждой роли, Дейв Ульрих дает определение категориям, использованным в таблице: исходные данные, метафоры, общее описание мероприятий, которые реализуются исходя из каждой роли. Таблица. Описание стратегических ролей HR-менеджера Роль Роль/метафора Необходимые мероприятия Страт...
Коментарі
Дописати коментар